История кафедры
Кафедра электронных технологий в машиностроении ведет свою историю с 1939 года. Этот год можно считать датой зарождения отечественной электронной и электровакуумной промышленности.
В конце 30-х годов двадцатого века Совет народных комиссаров СССР принимает решение о создании в стране электронной отрасли, которой до того времени просто не существовало, а единственными электровакуумными изделиями были лампы накаливания. Была предусмотрена и организована подготовка инженеров по электровакуумному производству, в том числе конструкторов технологического оборудования для производства приемно-усилительных ламп и других электровакуумных приборов.
В 1939 году группа студентов-дипломников кафедры «Металлорежущие станки» под руководством доцента Г.А. Шаумяна была направлена на преддипломную практику в подмосковный город Фрязино, в НИИ-160 (теперь НПО «Исток»). Именно в Московском механико-машиностроительном институте (МММИ) имени Н.Э. Баумана (далее МВТУ, а затем МГТУ) к тому времени сформировалась научная школа подготовки инженеров-конструкторов широкого профиля, способных на полученной фундаментальной базе быстро адаптироваться к любым самым нетрадиционным задачам создания новой техники.
В этом нет ничего парадоксального, так как, благодаря сложившейся системе обучения, одной из особенностей подготовки инженеров-бауманцев было умение делать даже то, чему их не учили. Не удивительно, что многие выпускники специальности стали и основателями новых научных направлений, и организаторами производства новой техники.
Долгие годы становление и развитие специальности «Электровакуумные машины» и затем «Полупроводниковое и электровакуумное машиностроение» шло в рамках кафедры «Металлорежущие станки» под руководством профессора, доктора технических наук Григора Арутюновича Шаумяна. Такое «двуединство» базировалось на научной школе кафедры – прежде всего на теории машин-автоматов различного технологического назначения.
Положение резко изменилось в 60-е годы в связи с появлением и опережающим развитием твердотельной электроники, стремительным ростом выпуска полупроводниковых приборов и интегральных микросхем. Именно в этот период развернулась созидательная деятельность Юрия Андреевича Хруничева (1926 – 1998 гг.). Будучи деканом факультета он сумел реорганизовать специальность, создать ее учебно-лабораторную базу, воспитать молодых преподавателей. Именно при его активной позиции в 1974 году была, наконец, организована кафедра «Полупроводниковое и электровакуумное машиностроение».Первым заведующим кафедрой стал профессор, доктор технических наук Николай Иванович Камышный (1909 – 1995 гг.), крупный специалист по вопросам автоматической загрузки, создатель теории и первых отечественных конструкций вибробункеров.
С 1980 по 2004 год кафедрой, которая стала называться «Электронное машиностроение», руководил профессор, доктор технических наук, Леонид Иванович Волчкевич, известный далеко за пределами нашей страны как крупнейший специалист в области автоматизации технологических процессов и производств.В традиции «русского метода обучения», заложенной в конце XIX столетия в Императорском Московском Техническом Училище (затем МВТУ, а ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), в это время на кафедре появилась новая учебная дисциплина под названием «Инженерный практикум», которая изучается студентами в течение пяти семестров, начиная с 4-го курса (у бакалавров – с 3-го курса). Целью дисциплины является получение студентами навыков реальной инженерной деятельности в лабораторных и производственных условиях путем их непосредственного участия в решении актуальных научных и производственных задач с раскрытием индивидуальных склонностей и способностей.
На рубеже 2000-х годов начался новый этап развития кафедры и специальности. Он был продиктован ситуацией, когда огромный арсенал электронных и других технологий, накопленный в электронной промышленности России и длительное время применяемый только для изготовления изделий электронной техники, стал распространяться на многие смежные области. Именно поэтому кафедра в 1998 году получила новое название «Электронные технологии в машиностроении».С 2004 года кафедрой руководит доктор технических наук, профессор Панфилов Юрий Васильевич.
С 2011 года кафедра стала набирать абитуриентов на традиционную специальность «Электронное машиностроение» и на новое направление «Наноинженерия» по двухуровневой системе «бакалавр – магистр».
На кафедре создана лабораторная база для проведения учебного процесса и научных исследований в области электронных технологий и наноинженерии – новом направлении подготовки студентов.